Основные признаки неисправностей следует знать каждому автомобилисту хотя бы для того, чтобы вовремя отправиться на СТО: серьезных неисправностей можно избежать, если своевременно диагностировать и устранить мелкие неполадки.
Конечно, заниматься диагностикой автомобиля должны специалисты.
И нет ничего неразумней, чем приехать на СТО и заявить работникам станции - что им следует ремонтировать.
Работники СТО, конечно, «отремонтируют» то, что назвал клиент, а затем (может быть) найдут и отремонтируют и поломку, которая произошла в действительности.
Итак, неисправности можно определить «на слух», по внешним признакам и по изменившимся эксплуатационным характеристикам.
Определяем неисправности «на слух».Посторонние звуки в автомобиле говорят в первую очередь о неисправностях двигателя, трансмиссии, ходовой части и рулевого управления.
Самый распространенный случай возникновения стуков - увеличение технических зазоров в сопряжениях деталей.
Чаще всего при увеличении оборотов двигателя стук становится более интенсивным, но бывает и наоборот - он может зависеть от температуры двигателя и интенсивности смазки.
Если стук по мере эксплуатации автомобиля остается неизменным (на самом деле - почти неизменным) - это связано с износом деталей из твердых материалов (например - газораспределительный механизм), если звук прогрессирует - износилась пара «мягкий материал+твердый» (например - кривошипно-шатунный механизм).
Равномерный стук с частотой коленчатого вала обычно возникает именно в результате увеличения технических зазоров в сопряжениях деталей: поршней, распределительного вала, коленчатого вала, блока цилиндров.
Если стук под нагрузкой усиливается и его интенсивность прогрессирует во время движения, велика вероятность, что повреждены подшипники коленчатого вала, кривошипно-шатунный механизм.
Стук с частотой, меньшей, чем у коленчатого вала, обычно говорит о проблемах с распределительным механизмом.
Громкие глухие удары - неисправность кривошипно-шатунного механизма (износ шатунного вкладыша или коренного подшипника).
Такой звук может быть и результатом трещины на приводном диске в автоматической КПП.
Стук с частотой, выше, чем частота вращения коленчатого вала, часто является следствием попадания посторонних предметов в масляный поддон или выпускной тракт.
Ритмичные постукивания, возрастающие с увеличением оборотов, - нарушена регулировка клапанного механизма или слишком низкий уровень масла в двигателе.
Неравномерные стуки возникают при износе упорных подшипников валов, ослаблении посадки или дефектов в шкивах и маховиках.
Цокающие звуки - признак износа ремня газораспределительного механизма либо ремней привода агрегатов.
Свист под капотом - обычно следствие ослабления натяжения или проскальзывания ремня генератора или привода помпы.
Лязг металла, раздающийся из нижней части блока цилиндров - неполадки поршня.
Громкий лязгающий звук из верхней части - признак износа кулачков распредвала.
Гулкий звук, перерастающий в гудение - признак неисправности генератора.
Характерное
шипение - частый признак разгерметизации какой-либо системы вследствие ослабления хомутов или прорыва одного из шлангов.
Неровный звук мотора в ритме «3 через 1» (говорят - «
двигатель троит») означает, что один из цилиндров не работает (пропускает ход), к примеру - одна из свеч не зажигает смесь.
Другими признаками неисправности являются нестабильность работы на холостых оборотах, падение мощности, увеличение расхода топлива.
Итак, равномерный стук с частотой коленчатого вала (и, тем более - нарастающий) - в большинстве случаев признак поломки, дальнейшее движение с которой приведет к необходимости капитального ремонта двигателя или его замены.
Т.е. при появлении звуков такого рода - следует сразу остановиться и добираться до СТО уже на эвакуаторе.
При затухающих или неравномерных стуках в большинстве случаев есть возможность добраться до СТО своим ходом.
В любом случае - при возникновении посторонних стуков - как можно скорее следует посетить СТО.
Определяем неисправности по внешним признакамПри проведении внешнего осмотра - обратите внимание на наличие подтеков под автомобилем и в моторном отсеке, проконтролируйте уровень масла и технических жидкостей, целостность патрубков и электропроводки.
Наличие
масла под днищем - свидетельство поломки.
На всякий случай следует упомянуть, что кондиционер сливает конденсат под днище автомобиля, и наличие небольшой лужицы воды на стоянке, после поездки со включенным кондиционером, поломкой не является.
Появление
очагов коррозии на штоках амортизаторах - причина износа сальников.
Наличие масла на корпусе амортизатора - свидетельствует о потере его герметичности.
Если
раскачать автомобиль - исправный амортизатор затушит колебания за 1-2 периода раскачки.
Если сильно
надавить на один из углов машины - исправный амортизатор должен медленно вернуть кузов в исходное положение (резкое возвращение говорит о неисправности амортизатора).
В исправной машине газ из выхлопной трубы должен выходить равномерно.
Проверить это просто: при прогретом двигателе
поднесите лист бумаги к выхлопной трубе.
Если лист застыл в определенном положении - все нормально; если же лист периодически вибрирует - один из цилиндров работает не на полную мощность.
Это может быть связано как с неисправностью системы впрыска, так и системы зажигания (а также клапанов или поршней).
Иногда это сопровождается характерными «выстрелами» из выхлопной трубы.
Черный дым из выхлопной трубы - результат неполного сгорания топливо-воздушной смеси.
На холостых оборотах черного дыма вообще возникать не должно, некоторое потемнение выхлопных газов допустимо лишь при резком нажатии на педаль газа.
Синий дым свидетельствует о попадании моторного масла в выпускной тракт или камеру сгорания.
Это может произойти при ухудшении компрессии (неисправность компрессионных колец), неисправность маслосъемных колец, маслоотражательных колпачков.
Белый дым - следствие попадания воды или технических жидкостей в камеру сгорания.
Белый дым при холодном двигателе не является признаком неисправности, а выхлопные газы белого цвета при прогретом двигателе могут говорить о том, что в камеру сгорания попала охлаждающая жидкость.
Определяем неисправности по изменившимся эксплуатационным характеристикам.
Повышенный расход топлива часто свидетельствует о неисправности топливной системы, неправильной установке угла опережения зажигания и пр.
О неисправности системы зажигания говорят также
рывки при движении; неисправность элементов подвески может выражаться в
проседании автомобиля; увеличенный ход педали тормоза говорит о неисправности тормозной системы.
Если
свет фар при работающем двигателе стал тусклым - возможно неисправен генератор или ослаб ремень генератора (это часто сопровождается характерным свистом).
Неисправности топливной системы могут сопровождаться также появлением
запаха бензина в салоне, а
запах выхлопных газов - о неисправности выпускной системы.
Обращайте также внимание на запах горелого масла, проводки и иные «химические» запахи - все они говорят о неисправностях.
ИтогКаждая конкретная неисправность может иметь несколько признаков.
И поставить точный диагноз автомобилю могут только специалисты.Мы же просто надеемся на то, что приведенные выше краткие описания ряда неисправностей помогут начинающим автомобилистам заметить первые признаки поломки и вовремя отремонтировать авто, не дожидаясь серьезных последствий для автомобиля.